Новости

Тренинг "Уверенное поведение".

26.11.13.в клинике "Семейный круг" будет проходить тренинг:"Уверенное поведение". Дополнительную информацию можно получить позвонив по телефону: +79117841000.

Наша группа в контакте

Теперь и у нас.

Тренинг

19.11.13 в клинике"Семейный круг" будет проходить тренинг:"Взаимодействие родителей со взрослыми детьми".Дополнительную информацию о тренинге можно получить ...

И.К. Шац

Профессиональный стресс и здоровье педагогов




Путь в тысячу ли начинается с первого шага

(Китайская пословица)

Аннотация. Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Природа создала уникальный механизм, сбалансированный и целесообразный для защиты от внешних воздействий. Каждая из телесных реакций на требования стресса целесообразна. Эти реакции мобили­зуют тело к ответу на воздействие, с которым оно столкнулось, ор­ганизуя борьбу, бегство или нападение, но если они затягиваются, возникает истощение ресурсов, а затем заболевания. Основные хронические заболевания современности возникают на фоне эмоциональных переживаний, острого или хронического стресса. Педагоги, как и многие люди других профессий склонны скрывать свой стресс, как от самих себя, так и от окружающих. Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия. К шагам по управлению стрессом относятся: мобилизация, обдумывание, действие. Главное признать пагубные последствия стресса и начать действовать.

Нелегко найти общепринятое определение стресса. Это слово сво­бодно используется многими, и каждая группа людей, применяя его, имеет в виду различные вещи. Врачи, инженеры, психологи, консультанты по менеджменту, лингвисты и обыватели - все ис­пользуют данное слово по-своему, отличным от других способом. Врачи говорят в терминах описания психических механизмов, инженеры - допустимых нагрузок, психологи - изменения поведе­ния, консультанты по менеджменту - организационных воздействий, лингвисты - выделения слогов, а обыватели - при описании почти всего, что случается в этой жизни, от сложностей согласования домашнего бюджета до стрессогенного действия на де­тей некоторых родительских запретов и потаканий. Одни полагают, что стресс естествен и даже желателен (инженеры, лингвисты), другие - что это нечто, от чего мы страдаем (врачи и обыватели) [13].

Более пятидесяти лет назад Гансом Селье [8,9] было введено понятие стресса, что изменило представление о взаимодействии человека и окружающего мира. Ученый показал, что при голоде и холоде, при страдании и радости, при любых событиях кора надпочечников, щитовидная железа, гипоталамус и другие органы и системы выделяют определенные гормоны и другие активные вещества, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они не были вызваны. Ученый назвал этот механизм адаптационным синдромом, показав, что он протекает в три стадии, последовательно сменяющие друг друга: стадия тревоги (мобилизации), стадия сопротивления (адаптации) и стадия истощения. Пока организм за счет резервов и соответствующих механизмов (о которых речь пойдет ниже) мобилизуется и сопротивляется (первые две стадии адаптационного синдрома), организм функционирует нормально, такой стресс даже полезен. После израсходования резервов и запасов, наступает третья стадия - истощения адаптационных резервов, что через какое-то время приводит к болезням. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Смысл и целесообразность стресса. Природа создала уникальный механизм для защиты от внешних воздействий. Каждая из телесных реакций на требования стресса целесообразна. Эти реакции мобили­зуют тело к ответу на воздействие, с которым оно столкнулось, ор­ганизуя борьбу, бегство или нападение. Такие поведенческие ответы, определяемые как «борьба или бегство», формируются на уровне автономной нервной системы, т. е. мы не влияем на них сознательно через цент­ральную нервную систему. Это происходит автоматически, аналогично тому, как осуществляется пищеварение, увеличивается частота сердечных сокращений (когда мы бежим за автобусом), включается наш телесный термостат, когда мы переходим из теплой комнаты в холодную или наоборот. Тело осознает необходимость ответа и формирует его без нашего указания. В ходе ответа в теле происходит ряд реакций, каждая из кото­рых выполняет специфическую роль в подготовке к встрече с внеш­ним, воздействующим фактором. Проблема, в том, что любая из реакций может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго. Все они по природе являются немедлен­ными, краткосрочными реакциями, призванными сворачиваться, как только опасность перестала угрожать. Если реакции не прекра­щаются, они начинают оказывать вредный эффект. Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способ­ность встречать внешнюю угрозу мобилизацией и ее свертыванием. Среда, цивилизация, в которой мы живем, изменилась до такой степени, что теперь после мобилизации организм не имеет возможности ни быстро вступить в бой, ни бы­стро покинуть поле боя, ни быть уверенным, что опасность мино­вала и можно успокоиться. Наше современное общество обычно не позволяет нам физически бороться или убегать, когда мы сталкива­емся со стрессорами, но оно и не удаляет стрессоры так, чтобы мы могли расслабиться. Мы пребываем в ситуации постоянной готовно­сти к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело, в конечном итоге, начинает испытывать последствия такого состояния. Поэтому неудивительно, что система адаптации к опасности имеет тенденцию ломаться [1,3,5,6,7,10,12].

Стресс и болезни. Связь механизмов и последствий стресса и заболеваний признается и доказывается исследователями разных специальностей (физиологами, психологами, психиатрами). Основные хронические заболевания современности возникают на фоне эмоциональных переживаний, острого или хронического стресса. При изучении индивидуальной устойчивости человека к эмоциональному стрессу показано, что на основе стресса формируются психосоматические заболевания: нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания, а также неврозы [11]. По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы [14,15].

Здоровье педагогов. Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Обследования состояния здоровья педагогов показали, что 89,3% обследованных имеют расстройства здоровья предболезненного уровня («группа риска»), а в 43,8% случаев выявляются признаки нозологически очерченных патологических нарушений [2].

Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. Результаты анкетирования педагогов Санкт-петербургских школ показывают, что педагоги понимают неблагополучие собственного здоровья, Большая часть из них (67%) считает свое здоровье удовлетворительным и плохим, только 33% педагогов полагают его хорошим или отличным. 61% педагогов отмечает наличие у себя хронических болезней; только 23% указывают на их отсутствие. Учитывая, что подавляющее большинство выборки составляют педагоги в возрасте 21-50 лет, т.е. в период наиболее интенсивной профессиональной жизни (80% респондентов), можно констатировать связь снижения здоровья педагогов с их профессиональной деятельностью, наиболее значимым фактором, в которой является профессиональный стресс [4].

Борьба со стрессом - это, прежде всего информация и разъяснение. Чтобы успешно управлять собственным стрессом, необходимо понимать и знать процессы, происходящие в нашем организме. Целесообразно обсудить главные проявления телесных реакций на стресс и тот вред, который может принести каждая из них, если допустить их слишком длительное существование. Это обсуждение вносит ясность, каким образом возникают различные заболевания.

Физиологические эффекты сильного стресса. Физиологические эффекты стресса, то есть телесные реакции на стресс можно разделить на четыре блока эффектов, которые тесно связаны и взаимодействуют, поэтому это разделение довольно условно, к ним относятся средства мобилизации энергии, системы поддержания энергии, обеспечение сосредоточения и защитные реакции [13].

Мобилизация энергии. Эти механизмы обеспечивают мгновенный приток энергии, необходимый для борьбы, защиты или бегства. Происходит выброс в кровь адреналина (норадреналина) из надпочечников. Эти гормоны, являясь мощными стимуляторами, ускоряют рефлексы, увеличивают частоту сердцебиений, повышают кровяное давление и уровень сахара в крови и усили­вают весь обмен веществ. Кровь перераспределяется, больше крови поступает к мышцам, легким, головному мозгу. В кровь выбрасывается большое количество гормонов щитовидной же­лезы, которые интенсифицируют обмен веществ, тем самым, увеличивая скорость, с которой энергия может быть усвоена и пре­вращена в физическую и психическую активность. Из депо печени в кровяное русло поступает большое количество холестерина, который также является источником энергии, обеспечивая работу мышц.

Негативные последствия мобилизации энергии. Частый выброс адреналина, в ситуации, когда эффекты его воздействия не реализуются мгновенно, постепенно могут приводить в долгосрочной перспективе к сердечно-сосу­дистым проблемам (сердечные приступы, инфаркты, подъемы артериального давления и гипертоническая болезнь), повышению/понижению уровня сахара в крови и диабету. Длительное усиление обмена веществ вызванное гормонами щитовидной же­лезы ведет к потере веса и в конечном итоге к физическому истощению. Постоянно повышающийся уровень холестерина приводит к реальному риску артериосклероза, который является одним из компонентов развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Системы поддержания энергии. Для легких и мышц необходимо большое количество крови, так как в стрессе предполагается большая физическая работа («нападать или убегать»). Снижение активности пищеварительной системы позво­ляет направить избыток крови от желудка, с тем, чтобы она могла быть использована легкими и мышцами. При этом полость рта на­столько высыхает, что слюна перестает поступать в желудок.

Для этих же целей кровь направляется от поверхности кожи к внутренним органам, из-за чего у тех, кто находится в состоянии сильного стресса, наблюдается бледность, одновременно начинает­ся потоотделение, в результате чего охлаждаются мышцы, перегре­ваемые при внезапной мобилизации энергии.

Для большего насыщения кислородом крови расширяются вентиляционные каналы в легких. Этот процесс облегча­ется усилением частоты дыхания.

Негативные последствия поддержания энергии. При длительном и частом стрессе затянувшееся снижение пищеварения может привести к заболеваниям желудка и расстройствам всего желудочно-кишечного тракта, особенно ес­ли мы вводим пищу в систему, не готовую ее принимать и обрабатывать.

Частый дефицит крови в подкожной клетчатке может приводить к различным кожным заболеваниям. Интенсивное потение не только социально неприемлемо, но также приводит к потере ценного для тела тепла (для возмещения которого требуется новая энергия) и нарушает естественный теплообмен организма.

Избыток насыщения кислородом крови может привести к временной слепоте и нарушению сердечного ритма.

Обеспечение сосредоточения. Поступление в кровяное русло кортизона и других гормонов из надпочечников обостряет ощущения, и психическая де­ятельность улучшается, способствуя усилению кратковременного функционирования.

Во время сильного стресса производство половых гормонов уменьшается, благодаря чему удается избежать траты энергии на сексуальное воз­буждение и уменьшается вероятность беременности и рождения ре­бенка.

Негативные последствия сосредоточения. Длительное нахождение в напряжении, в состоянии мобилизации и готовности к опасности обращается в свою про­тивоположность, активно угнетая сенсорные и психические реакции.

Затянувшееся снижение продукции половых гормонов может привести к импотенции, фригидности и другим формам половой дисфункции.

Защитные реакции. Цель защитных реакций предотвратить или ограничить ущерб для организма, который может возникнуть в процессе «нападения или бегства». Для того, чтобы предотвратить кровопотерю в случае ранения кровеносные сосуды сужаются, и кровь сгущается, бла­годаря этому она течет медленнее и в случае ранений свертывается быстрее.

Из гипотала­муса в кровяное русло поступают эндорфины, они снижают чувствительность к ушибам и ранам, действуя как естественные аналгетики.

Поступление в кровяное русло кортизона из надпочечни­ков приводит к ослаблению аллергических реакций, которые могли бы мешать дыханию.

Негативные последствия защитных реакций. Для продвижения сгустившейся крови по сузившимся артериям и венам сердце должно работать с большим напряжением. При этом возрастают и нагрузка на сердце, и вероятность возник­новения тромбов, что увеличивает риск сердечных заболеваний, тромбоза сосудов, и как следствие развитие инфарктов и инсультов.

Поле прекращения действия эндорфинов, человек становится более чувствительным к обычным недомоганиям, головной боли, болям в спине и суставах. После окончания стрессовой ситуации все люди жалуются, что их «ломает».

Кортизол ослабляет аллергические реакции, понижает защитные реакции организма ко всем видам инфекции и возможно, даже раку и может увеличить риск возникновения язвы желудка. По мере того как краткосрочные эффекты затягиваются, аллергические реакции мо­гут вернуться с увеличенной силой (астматические приступы, уси­ливающиеся при стрессе).

Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что все описанные реакции контролируются в большей степени вегетативной, а не центральной нервной системой и мы не в состоянии прямо влиять на эти реакции, по крайней мере, без специ­альной подготовки. Это не значит, что мы не можем управлять этими процессами. Мы можем обучиться тому, как предотвращать возникновение в нашем теле тех сигналов, которые усиливают ак­тивность вегетативной нервной системы. Этим вопросам будут посвящены следующие публикации.

Психологические последствия стресса. Психологические последствия сильного стресса можно условно разделить на когнитивные, эмоциональные и поведенческие эффекты.

Когнитивные эффекты стресса. Уменьшается концентрация и объем внимания, увеличивается отвлекаемость. Происходит ухудшение кратковременной и долговременной памяти, воспроизведение даже знакомой информации ослабевает. Все это приводит к ошибкам в решении ежедневных задач, и таким образом принимаемые решения могут быть ошибочными и ненадежными. Специалист плохо организует свою деятельность, отказывается от долговременного планирования. Человеку трудно точно оценить существующие условия или прогнозировать отдаленные последствия своих и чужих действий. Оценка реальности делается менее эффективной, возможность объективного критического анализа ситуаций ослабевает, мышление становится нечетким и иррациональным.

Эмоциональные эффекты стресса. Во время стресса нарастает физическое и психологическое напряжение. У многих людей появляется болезненная мнительность, воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванными стрессом. Ощущение здоровья и хорошего самочувствие исчезает. Меняются привычки и потребность следить за собой. Аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными, неряшливо одетыми, безразлично относящимися к окружающим. Ранее имеющиеся личностные черты заостряются, усиливается тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность. Возможности контроля над своими эмоциями ослабевают или, напротив, становятся нереалистично жесткими, что ведет к возникновению и учащению эмоциональных срывов. Запас душевных сил, энергии уменьшается, появляется чувство беспомощности, ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям и к самому себе. Самооценка резко падает, развивается ощущение некомпетентности и неполноценности, все это создает предпосылки для развития депрессии.

Поведенческие эффекты стресса. Во время сильного стресса люди отказываются от многих устремлений и жизненных целей, ранее значимые увлечения теряют свою притягательность и игнорируются. Ослабевают, а затем исчезают заинтересованность и энтузиазм в работе. Люди в связи с реальными или вымышленными болезнями часто отсутствуют на работе. Возникает злоупотребление лекарственными препаратами, особенно успокаивающими и снотворными, многократно увеличивается потребление кофе, крепкого чая, никотина, учащаются случаи алкоголизации с целью «снять стресс, расслабиться». Возникает ощущение отсутствия сил для любой деятельности. Появляется раздражение и цинизм по отношению к ученикам и коллегам, которые приводят к желанию возлагать вину и ответственность за все на других. Возрастает тенденция пересматривать границы ответственности, избегая при этом неприятных обязанностей из собственной сферы деятельности.

Игнорируется новая информация. Даже потенциально полезные новые сведения или новые инициативы отвергаются. Проблемы «решаются» все более поверхностно, ничего не доводится до логического конца. Нарушается картина сна. Возникают трудности с засыпанием или сохранением активного бодрствования в течение более чем 4 часов подряд. Могут делаться заявления, содержащие угрозу самоубийства. Появляются такие фразы, как «покончить со всем этим», «продолжение не имеет смысла» [13]. Все эти эффекты могут приводить к неврозам и депрессии.

Первые шаги по управлению собственным стрессом. Педагоги, как и многие люди других профессий склонны скрывать свой стресс, как от самих себя, так и от окружающих. Учитывая, что педагоги постоянно несут ответственность за многие важные решения и влияют на жизнь других людей, то такой подход очень опасен. Окружающие могут замечать происходящие с человеком изменения, но их очень трудно доказать, и педагоги продолжают исполнять свои профессиональные обязанности до тех пор, пока какое-либо из их решений не вызовет настоящего конфликта или пока их собствен­ное физическое и/или психическое здоровье не даст серьезного сбоя. Дополнительная сложность состоит в том, что образовательные, впрочем, и многие другие организации и их сотрудники чаще всего не хотят серьезно заниматься проблемой чрезмерного стресса. Несмотря на четко определенные физиологи­ческие и психологические отрицательные последствия, о которых написано выше, многие управленцы и администраторы, осуществляющие кон­троль придерживаются точки зрения, что если вы не выдерживаете напряжения, то это признак вашего несоответствия данной работе (непрофессионализма) или симуляция. Многие из тех, кто сами находятся в состоянии стрес­са, придерживаются аналогичной точки зрения. Считается, что признать факт, что вы не можете выдержать напряжение, - признак собственной слабости, поэтому многие специалисты считают, что любой ценой должны выстоять, какими бы крайними последствиями для работы, тела и разума это ни обернулось. Часто у людей нет никого, с кем они могли бы обсудить свою ситуацию, и нет четких представлений о том, как сделать собственную жизнь легче.

Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия. К шагам по управлению стрессом относятся: мобилизация, обдумывание, действие. Мобилизация - это просто принятие решение о том, что следует действовать. Это решение о действии можно выразить конкретной фразой: « Я не хочу дальше так жить, для жизни существует иной, лучший путь». В результате становится намного легче набирать энергию для дальнейших шагов. Это мы обсудим в последующих публикациях. Однако сейчас без промедления необходимо сделать следующее.

Реалистично оценить, что мы можем и что не можем требовать от себя. Многие люди считают, что наши возможности безграничны. Однако это не так. Большинство педагогов женщины, работа их очень ответственна и тяжела, занимает весь трудовой день, а также дети, дом, за которым надо следить - все это требует физических и душевных сил. Необходимо осознать, с чем вы в состоянии справиться и рационально распределить усилия и не корить себя за то, что не в силах сделать.

Ознакомить других со своими реальными возможностями. Мужу, детям и коллегам в школе должны быть понятны границы ваших сил. Ибо люди будут продолжать использовать вас до тех пор, пока вы сами не позаботитесь о своих правах. Печально, но факт, чем меньше мы говорим по поводу наших проблем, тем больше окружающие воспринимают все наши усилия как нечто само собой разумеющееся.

Ежедневно выделять для себя некоторое время. Во многом ваша жизнь проходит в обслуживании других. Обязательно каждый человек должен иметь время для своих личных нужд, и неприемлемо то, что единственное время, которое принадлежит вам, приходится на поздние ночные часы.

Организовать специальную встречу с коллегами для обсуждения стресса. Необходимо организовать в вашем образовательном учреждении семинар по обсуждению стресса, возможно пригласив профессионального психотерапевта. Если коллеги действительно так подвержены стрессу, как они утверждают, то должны приветствовать возможность подобной встречи, во время которой обсудят свои общие проблемы.

Нам всем зна­комы единичные, внезапные, вызывающие сильный стресс события типа переезда, смены места работы, вынужденной задержки в транспорте по пути на важную встречу. Мы не осознаем того, что последствия более мелких стрес­совых ситуаций накапливаются. Это накопление связано с большой ответственностью, присущей профессии педагога, а так­же с усталостью души и истощением тела с годами все менее способных справляться с требованиями, когда-то легко выполнимыми. Не меняя ничего в жизни, можно заплатить высокую цену, имя этой цены - здоровье. Поэтому целесообразно применить правило, которое очень давно сформулировал Р. Декарт: «Я взял себе за правило стараться одолевать не столько судьбу, сколько самого себя, и изменять не столько мировой порядок, сколько собственные устремления».

Список литературы

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. -     М.:  ПЕР СЭ, 2006.
  2. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ. Пособие для врачей и психологов. - СПб., 1997. - 52с.
  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Логос, 2002. - 385 с.
  4. Колесникова М.Г., Резников М.А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы. М-лы IY международной научно-практической конференции. СПб.: СПбАППО, 2004. С.57-62
  5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Нева, 2003. - 305
    Общая психология / Под ред. Богословского В.В., Стеканова А.Д., Виноградова. - М.: Просвещение, 2001. - 288 с.
  6. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - 351 с.
  7. Психология профессионального здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - 480 с.
  8. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 255 с.
  9. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Наука, 1982. - 221с.
  10. Столяренко. Основы психологии. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 286 с.
  11. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М.: НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 1998. 268 с.
  12. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: Дело, 2000. - 330 с.
  13. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. Пер. с анг.: М.: Педагогика-Пресс. 1995. - 352 с.
  14. Щербатых Ю.В. Психология стресса.- М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 304 с.
  15. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб, Питер, 2008. -256 с.